суббота, 2 февраля 2013 г.

определение и подача сигналов бедствия жестами

0,85 Mb.НазваниеПоурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 часстраница4/7Дата конвертации08.09.2012Размер0,85 Mb.Тип       4       Урок 15. Морской и речной транспорт Учебные вопросы. 1. Основные причины катастроф и системы безопасности на морском и речном транспорте. 2. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях во время плавания. Цель. По окончании урока учащиеся должны: а) знать: ЂЂЂ о спасательных средствах, применяемых при авариях на морском или речном транспорте; ЂЂЂ правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна; б) уметь: ЂЂЂ пользоваться спасательным жилетом; ЂЂЂ правильно действовать в аварийной ситуации. Основное содержание урока. Как правило, современные корабли ЂЂЂ достаточно надежные средства передвижения. Тем не менее время от времени происходят столкновения судов друг с другом, с айсбергами, рифами и другие аварийные ситуации. Часто это случается в условиях туманов, штормов, ночной тьмы, которые затрудняют ориентирование в пространстве и становятся причиной кораблекрушений. И хотя сегодня морякам помогают приборы спутниковой навигации, радиосвязь и самая современная техника, все-таки самый надежный помощник в море - это прочные знания и неукоснительное выполнение каждым своих обязанностей. Какие системы и средства безопасности имеются на судах? На каждом судне имеется радиостанция, которая позволяет не только поддерживать связь с береговыми службами, но и в случае возникновения опасной ситуации подать сигнал бедствия - «808». На случай аварии на судах предусмотрены средства спасения: спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы, шлюпки и надувные плоты. Установлен порядок пользования ими, который доводят до сведения пассажиров. При посадке на спасательное средство следует соблюдать следующие правила: одеть как можно больше одежды, выпить побольше пресной воды, взять необходимые личные вещи, постараться остаться сухим, пересаживаясь на шлюпку или надувной плот, и четко выполнять все требования экипажа. Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагается свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф). Став пассажиром судна, изучите внимательно инструкцию по применению спасательного жилета. Какие действия необходимо выполнить, чтобы успешно воспользоваться спасательным жилетом?: ЂЂЂ одеть его быстро и правильно (по возможности, предварительно, для защиты от переохлаждения надеть головной убор, теплую одежду, обуться); ЂЂЂ перед прыжком в воду следует глубоко вдохнуть и задержать дыхание; ЂЂЂ во время прыжка за борт надо одной рукой крепко закрыть рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало; ЂЂЂ попав в воду, выдохнуть нужно тогда, когда вы перевернетесь лицом вверх (через 5ЂЂЂ10 с после касания воды); ЂЂЂ оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла; ЂЂЂ если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили. Что нужно делать, если вы оказались за бортом? Посмотрите на схему 13. Акцентируйте внимание учащихся на том, что, оказавшись за бортом, надо по возможности успокоиться и осмотреться. Не рекомендуется плыть за судном или навстречу ему; у судна больше возможности подойти к упавшему за борт. Любой, кто первым заметил падение человека за борт, должен действовать четко, быстро и правильно (схема 14). Проведите с учащимися на школьном дворе такую игру: обозначьте на земле положение «упавшего за борт», привяжите к веревке надувной круг и соревнуйтесь, кто сможет точнее бросить спасательный круг. За правильное попадание (2-3 метра от «упавшего») - «5»; попадание в «упавшего» - штраф - «5»; за остальные отклонения снимается по 1 баллу за каждый метр. В ситуации «человек за бортом» очень важно не пропустить момент, когда отсутствие человека будет замечено: чем раньше начнутся спасательные работы - тем больше шансов на успех. Находясь на борту судна, следует постоянно быть на виду, знакомиться с людьми, а отлучаясь, сообщать родным и знакомым, куда вы пошли. Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема. Контрольные вопросы. Как обеспечить безопасность на водном транспорте? Какие спасательные средства вы знаете? Расскажите подробно об одном из них? Чем можно воспользоваться, если человек упал за борт? Как должен действовать человек, оказавшийся за бортом, и что должен предпринять тот, кто заметил это? Домашнее задание. Раздел 1. Глава 4. Тема 4.5. Задача 25.Урок 16. Психологические основы самозащиты Учебные вопросы. 1. Психологические приемы самозащиты. 2. Правила поведения в опасных ситуациях. Цель. В конце урока учащиеся должны: а) знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); б) уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. Основное содержание урока. О манере поведения и о языке жестов. Хулиганы часто обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Внешний вид человека должен говорить об уверенности в своих силах и ни в коем случае ЂЂЂ о страхе. Если человек выглядит робким и пугливым, любой преступник или хулиган сочтет его потенциальной жертвой. Манера поведения и жесты - важное орудие самозащиты. Задумайтесь над своей мимикой и манерами. Если у вас торопливая, беспокойная улыбка, нервная поза , тихий, неуверенный голос, беспокойные руки, бегающий взгляд, вы можете стать желанной добычей преступника. Спокойная улыбка и уверенное выражение лица, подтянутая поза и прямой взгляд - предупреждение для правонарушителя, что легкой победы не будет. Самозащита - это не только физическая готовность противостоять сопернику. Это уверенность в себе и отказ стать жертвой. Рассмотрите с учащимися некоторые типичные ответы уверенного человека на непрошеные уговоры и угрозы: «Не приставайте ко мне», «Нет. Я с вами никуда не пойду», «Нет. Я вас не знаю, отойдите от меня», «Нет. Я вам не открою». Умение убедительно сказать «нет» -важное качество, обозначающее вашу позицию и часто обеспечивающее моральный перевес в противоборстве со злоумышленником. Обратите внимание учащихся на то, чтобы они учились сердиться и обнаруживать свой гнев перед хулиганом, чтобы не забывали, что у них тоже есть свое мнение, и помнили, что не обязаны делать ничего, что противоречило бы их желаниям в подобных ситуациях. Преодоление страха. Очень часто, когда происходит нападение, жертва буквально цепенеет, покоряясь воле хулигана, и только потом начинает думать

Урок 15. Морской и речной транспорт - Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека...

Комментариев нет:

Отправить комментарий